В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «О государственных символах Республики Беларусь» определено описание и порядок использования государственных символов Республики Беларусь.
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.
При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».
Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (серебряном и золотом) изображении. Случаи помещения многоцветного, двухцветного и одноцветного (серебряного и золотого) изображения Государственного герба Республики Беларусь определяются законодательством.
Запись Государственного гимна Республики Беларусь в формате: WAV(37 Mb), MP3(3 Mb)Государственный гимн Республики Беларусь (музыкальная редакция)Текст Государственного гимна Республики Беларусь |
Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «О государственных символах Республики Беларусь» и иными законодательными актами.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции.
При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз.
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают (исполняют) его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством).
В случае, если исполнение Государственного гимна Республики Беларусь сопровождается поднятием Государственного флага Республики Беларусь, присутствующие, как правило, поворачиваются к Государственному флагу Республики Беларусь лицом.
ЖИВИ БЕЗ НАРКОТИКОВ!
Какой вред от наркотиков
Наркоманы редко переживают 30-летний возраст. Обычно наркоманами делаются люди, у которых наблюдается упадок физических и душевных сил для того, чтобы бороться в жизни за свое место под солнцем.
Абсолютно все исследователи (будь то врачи, социологи, педагоги и т. д.) сходятся во мнении, что наркомания наиболее опасна в подростковом возрасте, когда у человека только еще формируется мировоззрение.
Один из американских наркологов Р. Христофсен пишет: «Я ни разу не встречал хронического наркомана в возрасте более 30 лет. Дело заключается в том, что человек начинает употреблять наркотики в восемнадцать лет и к двадцати годам становится «хроником», то есть нуждается в ежедневном потреблении своего допинга, шансов дожить до тридцати у него практически нет, даже если до начала своего пагубного пристрастия он отличался атлетическим здоровьем».
Наркомания — это очень страшная болезнь, так как она выражается в болезненной зависимости от каких бы то ни было наркотических средств — будь то лекарства, анаша или же более тяжелые наркотики.
Наркоман в поисках денег на очередную дозу может пойти абсолютно на все — воровство, обман, а в некоторых случаях и на убийство. Как только он примет наркотик, ему становится немного легче. Именно за такое непродолжительное облегчение наркоман, зачастую даже сознательно, лишает себя всех остальных радостей жизни.
Принимая наркотик, наркоман попросту подписывает себе смертный приговор. Однако наркотические вещества очень дорогостоящи. И те, кто занимается их распространением, получают от этого колоссальные деньги. Честным трудом подобных денег не заработаешь, однако наркоторговцам всегда нужны покупатели на их товар, которые будут готовы выложить любую сумму за дозу так необходимого им вещества. При этом они пускаются в самые разные изощрения, чтобы человек впервые попробовал наркотик.
Часто первая доза продается за незначительную сумму или же вовсе дается бесплатно. Наркоторговцы могут нарочно заслать своего агента в компанию подростков или школьников, чтобы он их «посадил на иглу». Они полны решимости сделать что угодно, чтобы хотя бы один их знакомый начал принимать или хотя бы раз попробовал эту отраву. Даже первая доза наркотика может оказаться смертельной.
Наркотик убивает самых сильных, умных и волевых людей. С ним справиться не может почти никто. Наркотики — это беда для здоровья.
Дети и подростки очень часто стали умирать из-за передозировки наркотиков. Распространенность наркоманов среди детей и подростков — беда очень большого количества родителей.
В некоторых странах кроме злоупотребления наркотиками увеличивается количество людей, которые употребляют летучие токсические вещества, например разного рода растворители, средства для химической чистки одежды, вещества для борьбы с насекомыми и грызунами. При вдыхании паров таких веществ получается типичная картина отравления с определенными нарушениями деятельности центральной нервной системы. При небольшой дозе таких веществ это заканчивается непродолжительным обмороком и галлюцинациями. При большой дозе может наступить смерть.
Эффект обморока, а также других нарушений деятельности центральной нервной системы связаны с кислородным голоданием клеток головного мозга. После подобного воздействия большая часть активно функционировавших до этого клеток головного мозга отмирает.
Особенности фармакологического действия наркотических веществ такие, что повторное их использование приводит к ярко выраженной физической и психической зависимости. Все такие вещества при употреблении их человеком могут вызвать различное по продолжительности нарушение действия центральной нервной системы. Главный механизм такого воздействия — кислородное голодание и нарушение регулирования между основными центрами нервной системы. Подобное состояние рассматривается как нечто необычное и приятное. Искаженное восприятие самого себя и окружающих многим кажется выходом из любых сложных жизненных ситуаций.
Повторные приемы вызывают у человека привыкание и зависимость. В этой ситуации человека ищет объяснение и повод для того, чтобы уйти от реальности. Формирование зависимости от любого наркотического вещества сопровождается также изменением реакции на его использование. Если до того, как разовьется стойкая зависимости от вещества, легкое отравление наркотиком вызывает изменение восприятия окружающего мира, улучшение настроения, то после привыкания для того, чтобы получить этот же эффект, нужна гораздо большая доза.
Происходит так, что из-за привыкания наркотик перестает давать наркоману эйфорию и становится просто необходимым для выживания в принципе. Тогда это наркотическое вещество становится лишь средством для устранения агрессивности, злобы, тоски и апатии.
Под постоянным воздействием наркотических веществ человек становится все более и более замкнутым, грубым, утрачивая родственные, дружеские и другие социальные связи, утрачивая практически все культурные и моральные ценности. Все это становится возможным из-за ярко выраженных нарушений в центральной нервной системе и мозге.
Именно мозг — главная мишень наркотических средств. Многими учеными уже давно была установлена связь между нормальной деятельностью головного мозга и продолжительностью жизни. Также было выяснено, что все нарушения в деятельности центральной нервной системы приводят к тому, что нарушается жизнедеятельность многочисленных органов и систем. Чем раньше приобщается организм к воздействию наркотических средств, тем гибельнее воздействие будет оказываться на него.
По мнению медиков распространение наркомании в современном мире представляет для настоящих и будущих поколений не менее страшную опасность, чем эпидемии чумы или холеры в прошлом. В последнее время значительно возросло количество токсикоманов. Речь идет о тех людях, которые злоупотребляют химическими, биологическими или лекарственными веществами. Эти вещества вызывают привыкание, однако не признаны законодательством наркотическими. В этой связи есть различные мнения и толки о том, что не все наркотики опасны. Это очередной миф. Просто есть сильнодействующие средства и слабые, и разные виды наркомании протекают по-разному. Общим является лишь итог: человек полностью теряет контроль над собой. Для того чтобы спасти людей от наркомании, все государства в мире идут на крайние меры.
В России запрещено хранить наркотики — даже небольшие дозы. Это преследуется по закону. Никогда не прикасайся к наркотикам, не бери их, не клади к себе в карман, нигде не прячь. Учти, что наркомания — это болезнь, которая полностью меняет человеческую личность, делая человека подлым. Наркоман может дать наркотик на хранение и сам же донести на тебя, чтобы отвести от себя подозрение.
Ни под каким предлогом не пробуй наркотик. Если же это все-таки с тобой произошло, то откажись от следующей дозы, чтобы не вызывать привыкание. Если же ты чувствуешь, что попал в сети наркомании, сразу же посоветуйся с теми из взрослых людей, кому ты доверяешь.
Откажись от табака, чтобы стать победителем
«Бросившие начатое никогда не побеждают» – гласит пословица, но это не относится к табаку, поскольку бросившие курить становятся настоящими победителями.
Когда стало известно, что у курящих людей с большей вероятностью развивается тяжелое заболевание COVID-19, у миллионов курильщиков возникло желание отказаться от табака. Но без надлежащей поддержки это может быть невероятно сложно.
Никотин, содержащийся в табаке, вызывает сильную зависимость и привыкание. Поведенческие и эмоциональные связи с употреблением табака, такие как курение сигареты за чашкой кофе, тяга к табаку, чувства печали или стресса затрудняют отказ от этой привычки.
При поддержке специалистов и служб содействия прекращению употребления табака шансы потребителей табака на успех удваиваются.
В настоящее время более 70% из 1,3 миллиарда потребителей табака во всем мире не имеют доступа к инструментам, необходимым им для успешного отказа от табака. В прошлом году, когда работники здравоохранения были мобилизованы на борьбу с пандемией, этот разрыв в доступе к службам содействия прекращению употребления табака стал еще больше.
Именно поэтому ВОЗ инициировала годовую кампанию по случаю Всемирного дня без табака на тему «Повод отказаться от табака». Эта кампания направлена на то, чтобы дать возможность 100 миллионам потребителей табака отказаться от него путем создания сетей поддержки и расширения доступа к службам, доказавшим свою способность эффективно помогать людям отказаться от табака.
Это будет достигнуто путем расширения существующих услуг, таких как краткие консультации с медицинскими работниками и содействие отказу от табака с помощью национальных бесплатных телефонных служб, а также путем внедрения инновационных услуг, таких как консультации с Флоренс, первым электронным медицинским специалистом ВОЗ, и чат-боты, программы поддержки в приложениях WhatsApp и Viber.
Для того чтобы действительно помочь потребителям табака бросить курить, им необходимо оказывать поддержку с помощью испытанных и опробованных стратегий и мер по снижению спроса на табак.
Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) предусматривает решительные и согласованные меры по борьбе с глобальной табачной эпидемией и ее огромными медицинскими, социальными, экологическими и экономическими издержками. Для содействия странам в осуществлении РКБТ ВОЗ Организация ввела в действие пакет технических мер MPOWER в поддержку осуществления ключевых стратегий, таких как повышение налогов на табак, создание зон, свободных от табачного дыма, и предложение помощи в прекращении курения.
Табачная промышленность постоянно пытается подорвать эти жизненно важные меры в области общественного здравоохранения. На протяжении последнего десятилетия табачная промышленность пропагандировала электронные сигареты в качестве средства, облегчающего прекращение курения, под предлогом содействия глобальной борьбе против табака. Между тем она использовала стратегическую маркетинговую тактику, чтобы пристрастить детей к этому портфелю продуктов, создав более 15 000 привлекательных ароматов.
Научные данные о том, что электронные сигареты облегчают прекращение курения, неубедительны, и в том, играют ли эти продукты вообще какую-либо роль в прекращении курения, отсутствует ясность. Переход от традиционных табачных изделий к электронным сигаретам не означает отказа от табака.
«Мы должны руководствоваться научными и фактическими данными, а не маркетинговыми кампаниями табачной промышленности – той самой промышленности, которая на протяжении десятилетий использовала ложь и обман, чтобы продавать продукты, ставшие причиной смерти сотен миллионов людей, – заявил Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус. – Электронные сигареты образуют токсические химические вещества, которые связаны с вредными последствиями для здоровья, такими как сердечно-сосудистые заболевания и болезни легких».
Табачная промышленность является самым серьезным препятствием на пути сокращения смертности от употребления табака. Ее интересы несовместимы с укреплением здоровья населения, что указывает на острую необходимость не допускать табачную промышленность к глобальным усилиям по борьбе против табака.
Именно на это направлена статья 5.3 РКБТ ВОЗ. В 2007 г. ВОЗ создала систему защиты политики от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности. Глобальный договор Организации Объединенных Наций последовал этому примеру, запретив в 2017 г. участие табачной промышленности на основании проблематичных и непримиримых противоречий между целями ООН и промышленностью, ответственной за более чем 8 миллионов ежегодных случаев смерти. В соответствии со статьей 5.3 табачная промышленность была полностью исключена из системы ООН, а к ее учреждениям был обращен настоятельный призыв разработать стратегии по предотвращению вмешательства табачной промышленности.
Межучрежденческая целевая группа Организации Объединенных Наций по профилактике НИЗ и борьбе с ними, ведущими участниками которой являются ВОЗ и Секретариат РКБТ ВОЗ, разработала Типовую политику учреждений системы Организации Объединенных Наций по предотвращению вмешательства табачной промышленности – надежную политику, направленную на недопущение применения тактики табачной промышленности в рамках Организации Объединенных Наций, – и затем обеспечила ее осуществление на межправительственном уровне.
В 2008 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию о запрещении курения в служебных помещениях Организации Объединенных Наций, а в 2012 г. Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций призвал к «общесистемной согласованности в борьбе против табака». Создание комплексов, свободных от табачного дыма, позволяет реализовать на практике политику Организации Объединенных Наций по борьбе с курением на рабочих местах, которая направлена на защиту примерно 100 000 сотрудников ООН от воздействия вторичного табачного дыма.
ВОЗ и Секретариат РКБТ ВОЗ заявили о невозможности партнерских отношений с такими ведущими группами табачной промышленности, как Фонд за мир без курения. Компания Philip Morris International (PMI) обязалась потратить в течение 12 лет один млрд долл. США на финансирование новой «захваченной в плен» организации – Фонда за мир без курения, – единственным спонсором которой является PMI, для воспроизведения и «отмывания» своих сообщений о снижении вреда.
Несмотря на эти проблемы, создаваемые табачной промышленностью, в мире достигнут значительный прогресс в борьбе против табака.
С тех пор как более десяти лет назад был принят пакет технических мер MPOWER, число людей, охваченных как минимум одной из этих передовых мер, достигло 5 миллиардов человек, то есть увеличилось более чем в четыре раза по сравнению с показателем 2007 г. За последние два десятилетия число потребителей табака в мире уменьшилось на 60 миллионов человек. Вместе с тем уровни такого уменьшения варьируются в зависимости от региона, и в настоящее время табачная промышленность активно расширяет свои позиции в странах с низким и средним уровнем дохода, в которых используются традиционные сигареты, продвигая при этом свои новые и разрабатываемые продукты в странах с более высоким уровнем дохода.
ВОЗ настоятельно призывает правительства оказывать содействие потребителям табака в прекращении его употребления путем обеспечения поддержки, служб, стратегий и налогообложения табачных изделий, создающих возможности для успешного отказа от табака.
Меры политики по борьбе с табаком потенциально могут обеспечить защиту некурящих, включая более 65 000 детей и подростков, ежегодно умирающих от воздействия вторичного табачного дыма.
Обусловленные табаком расходы на здравоохранение и потери экономики в связи со снижением производительности труда превышают 1,4 трлн долл. США, что эквивалентно 1,8% годового глобального ВВП. Повышение налогов на табак способствует уменьшению доступности этой смертоносной продукции и покрытию расходов на лечение вызываемых ею болезней.
Никогда еще не было более подходящего времени для того, чтобы отказаться от табака, и твердые намерения оказать потребителям табака содействие в этом имеют решающее значение для улучшения здоровья и спасения жизни людей.
БЕЛАРУСЬ ПРОТИВ АЛКОГОЛИЗМА
Знакомство с действием алкоголя в нашей культуре обычно происходит ещё в раннем детстве, когда в застольях на семейных праздниках, в коих зачастую участвуют и дети, присутствуют алкогольные напитки. Дети видят действие их употребления в изменяющемся поведении взрослых, их настроении, приобщаясь таким образом к этому ритуалу. Образ алкогольного напитка запечатляется как атрибут взрослости.
Что же такое алкоголизм? Это одна из форм токсикомании, характеризующаяся пристрастием к употреблению напитков, содержащих С2Н5ОН, то есть этиловый спирт.
Для алкоголизма, в отличие от редкого, эпизодического употребления алкогольных напитков характерно развитие психической и физической зависимости, когда мысли сфокусированы на употреблении следующей дозы, причём неважно какой напиток будет постоянно употребляем: слабоалкогольный, например, пиво, или крепкоалкогольный, например, водка. Сам этиловый спирт – высокотоксичное вещество.
Алкоголизм – это проблема не только личности, но и социума. По вине пьяных водителей совершается около 80% дорожно-транспортных происшествий. В большом проценте несчастных случаев в быту и на производстве виновны употребившие алкоголь. Поэтому принят к действия известный Декрет Президента, запрещающий употребление алкогольных напитков на рабочих местах и в рабочее время.
Борьба с алкоголизмом в разных обществах ведется давно. Например, в Китае ещё в 1116г. До нашей эры появился документ «Извещение о пьянстве», в котором содержится информация о вреде пьянства. В Древнем Риме употребление вина запрещалось тем гражданам, которые не достигли 30 лет.
Причины алкоголизма.
Социальные причины алкоголизма многофакторны, к ним относятся:
-личный уровень образования;
-уровень культуры среды, в которой проживает человек;
-наличие в этой среде убеждений, касательно алкогольных напитков, которые чаще всего связаны с религией и этнической традицией;
Психологические причины алкоголизма заключаются в особенностях личности, затрудняющих социальную адаптацию. Это такие особенности, как неуверенность в себе, робость, нетерпеливость, раздражительность, повышенная чувствительность, тревожность. Людям с такими чертами сложнее адаптироваться в обществе и социализироваться.
Тем, кому кажется, что их никто не понимает, кому сложно устанавливать контакты с людьми, нередко находят утешение на дне стакана. Кому-то алкоголь дает ощущение успеха, у кого-то потребность выпить связана с недовольством собой, сниженным настроением. В этих случаях алкоголь компенсирует негативные эмоции.
Биологические причины также играют роль в формировании алкоголизма. Считается, что у детей алкоголиков риск к развитию алкоголизма в 4 раза выше, чем у других детей. Также выше риск развития алкоголизма у лиц с низкой активностью фермента алкогольдегидрогеназы, например у северных народов.
Отдельно необходимо обратить внимание на пивной алкоголизм. Пиво многими людьми не воспринимается в качестве алкогольного напитка и употребляется как питьё с приятным вкусом и газом. А ежедневное употребление пива, даже в малых количествах, повышает толерантность к алкоголю. В итоге роль пива в формировании устойчивости алкоголизма такая же, как роль «слабых» наркотиков в развитии наркомании.
Пивной алкоголизм формируется медленней, чем при употреблении других видов алкогольных напитков, он сопровождается необратимыми нарушениями в печени и сердце, в виде дистрофий. Привыкают к пиву незаметно, также становясь алкоголиками.
У злоупотребляющих алкоголем имеют место такие проявления как: алкогольный делирий или белая горячка, алкогольный галлюциноз, алкогольный бредовый психоз. Такие состояния всегда требуют срочной психиатрической помощи. Кроме того, у лиц употребляющих алкоголь развивается энцефалопатия, что выражается в снижении умственных способностей.
Лучшая профилактика алкоголизма – крайне редкое употребление алкогольных напитков, а лучше – ведение здорового образа жизни.
Никакая проблема не является слишком большой или слишком маленькой. Мы здесь для вас. Звонок бесплатный и анонимный!
24/7
Проект POMOGUT.BY — это объединение усилий и возможностей государства и гражданского общества.
Наша задача — помочь тем, кто оказался один на один со своей бедой и потерялся в океане обещаний, предложений и услуг.
Борьба с коррупцией в Беларуси
С конца XX века коррупция стала одной из глобальных проблем современности. Сегодня она существует во всех странах мира. Республикой Беларусь ратифицированы и неукоснительно выполняются такие основные международные акты, как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (подписана в г. Страсбурге 27 января 1999 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (подписана в г. Палермо 14 декабря 2000 г.), Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована в 2005 году).
В республике создана законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности государства. В ней определено понятие «коррупция», дан перечень коррупционных правонарушений и преступлений, указаны конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с этим опаснейшим проявлением, а также предусмотрена жесточайшая уголовная ответственность за данные преступления.
Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 15 июля 2015 г. (это четвертый по счету подобный закон в республике – первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г., третий- 20 июля 2006г.).
Государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией в стране, являются: органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Генеральная прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией.
Важным документом по противодействию коррупции, предусматривающим комплекс конкретных организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий, является Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией, утверждаемая Указом Президента Республики Беларусь.
Большой вклад в дело борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка в стране вносит Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.
Весомую роль в борьбе с коррупционными проявлениями играют также государственные СМИ, работа с обращениями граждан, «горячие линии», «телефоны доверия», «телефоны обратной связи», проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту жительства, реализация заявительного принципа «одно окно».
Вместе с тем острота этой проблемы не ослабевает.
Согласно данным Института социологии НАН Беларуси, среди коррупционных преступлений наиболее высокими темпами за последние 15 лет растет число случаев взяточничества и хищений путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением. В общей структуре преступности должностные правонарушения составляют около 2%, из них удельный вес взяточничества – 40%, а злоупотребление властью или служебным положением – 12%.
Понятие, формы, виды коррупции и ее влияние на развитие общества
Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Коррумпировать [лат. corrumpere] – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
В научной, учебной, общественно-публицистической литературе, в некоторых нормативно-правовых и политических документах существуют различные определения коррупции.
Данное понятие нашло свое отражение в разных словарях и энциклопедиях. В частности, в «Словаре русского языка» коррупция определяется как «как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». В «Политическом словаре»: коррупция – это «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей».
Учебное пособие по уголовному праву трактует, что «в широком смысле слова коррупция – социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах».
Закон о борьбе с коррупцией, принятый на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 13-4 от 3 апреля 1999 г.), определяет коррупцию (коррупционные правонарушения) как «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».
В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.
Практика показывает, что на сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах. Среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, непотизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.
В настоящее время выделяются следующие виды коррупции:
административная коррупция – намеренное внесение работниками госучреждений и других организаций искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов и правил с целью предоставления преимуществ и льгот заинтересованным лицам;
бытовая коррупция – является разновидностью административной коррупции и порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. Это различные подарки, подношения и услуги от граждан должностному лицу и членам его семьи;
деловая коррупция – неформальные платежи при возникновении взаимодействия власти и бизнеса;
корпоративная коррупция – межфирменные подкупы работников коммерческих структур;
партийная коррупция – отстаивание интересов бизнеса через теневое финансирование партийных боссов.
В мировой практике выделяется и такая разновидность коррупции как «пленение государства», которая включает в себя действия отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторах с целью оказания влияния на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики, в результате чего обеспечиваются соответствующие преимущества в процессе перераспределения государственной собственности, финансовых ресурсов и иных благ в свою пользу.
Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция.
В послевоенный период эту форму коррупции активно используют США для продвижения своего имперского влияния во многих странах мира. За долгие годы в Америке создан достаточно эффективный механизм продвижения и защиты своих жизненно важных интересов.
Следует подчеркнуть, что глобализация неотделима от империй. Нельзя понять природу глобализма, если не осознавать, что США – американская империя, это то, что лежит в основе современного этапа глобализации и является движущей силой данного процесса.
Продвижение своих имперских интересов Соединенные Штаты осуществляют под такими идеологическими ширмами как «защита и расширение демократии», «борьба с терроризмом», «проведение гуманитарных операций», «обеспечение жизненно важных интересов», «поддержка либеральных свобод», «помощь «цветным революциям» и т. д.
В конце прошлого столетия коррупционные механизмы американцы активно использовали в Сербии, Польше, Черногории, Грузии, Казахстане, Киргизии и в Украине.
Классическим примером в этом плане является то, что после прихода к власти в Грузии М. Саакашвили грузинским чиновникам фактически легально платили зарплату из фонда американского миллиардера Джорджа Сороса.
Коррупция всегда активно развивается, когда страна находится в стадии реформ и особенно при переходе от жестко централизованной к рыночной экономике.
Так было и во времена перестройки, в ходе которой проходила не просто модернизация, а коренная ломка общественных, государственных и экономических устоев, сопровождающаяся разложением морально-нравственных ценностей общества, что составляло питательную среду для коррупции.
Помимо прямого негативного влияния на экономические процессы коррупция воздействует на социально-политический аспект.
Препятствие коррупции экономическому развитию выражается в следующем:
средства, аккумулируемые с помощью взяток, как правило, оседают в форме недвижимости, сокровищ, сбережений (в большинстве случаев – в иностранных банках);
предприниматели вынуждены тратить значительное количество времени на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток;
поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздуваемые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;
коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;
происходит отток с государственной службы квалифицированных кадров, морально не приемлющих системы взяток;
возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую правительству информацию, а с другой – подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам;
коррупция деформирует структуру государственных расходов, так как коррумпированные политики и чиновники склонны направлять государственные ресурсы в сферы деятельности, где невозможен строгий контроль, выше возможность вымогать взятки и получать так называемый откат;
увеличиваются затраты для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями) вследствие того, что взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение;
коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно зарубежные).
Негативное влияние коррупции на социально-политические процессы заключается в том, что:
усиливается социальная несправедливость в виде нечестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан, ведь дать более крупную взятку может как не самая доходная фирма, так и преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей, взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан;
коррупция в системе сбора налогов позволяет более состоятельным людям уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан;
коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним граждан и ставит под сомнение их легитимность;
коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться личными интересами ради общественных целей;
коррупция дискредитирует правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег, влиятельных знакомств и меньше нравственных самозапретов;
коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах и других важных общественно-политических мероприятиях в жизни страны;
коррупция в аппаратах, отвечающих за правоприменение (армия, полиция, суды и др.), позволяет организованной преступности расширять свою деятельность в частном секторе и даже создавать симбиоз организованной преступности в этих организациях;
коррумпированные режимы не пользуются поддержкой в обществе, а потому они политически неустойчивы и неперспективны.
Борьба с коррупцией в Республике Беларусь
Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь.Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.
С момента обретения республикой независимости Президентом, руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства, поддержанию стабильности и согласия в стране.
Ее пагубные последствия заключаются и в том, что она размывает такие важнейшие конституционные принципы консолидации нашего общества, как принцип социальной справедливости и равенства всех перед законом.
Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает оправдательную философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.
Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:
разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;
разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;
создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;
обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;
использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.
Создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления.
Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 15 июля 2015 г. Это третий по счету антикоррупционный Закон с момента образования нашего суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г.).
С учетом изменившихся условий и накопленного практического опыта противодействия коррупционным проявлениям в нем дано уточненное правовое определение понятия «коррупция»– «умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».
Очерчен круг субъектов коррупционных правонарушений, на законодательном уровне определена система мер борьбы с коррупцией и предупреждения коррупции, а также перечень как правонарушений, создающих условия для коррупции, так и коррупционных правонарушений.
Действие данного Закона распространяется на должностных лиц практически всех организаций негосударственной формы собственности. Определен ряд ограничений и специальных требований для государственных должностных лиц, закреплены полномочия и права в сфере борьбы с коррупцией специальных подразделений органов прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями.
Законом также конкретно определены государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией. Таковыми являются: Комитет государственного контроля и его органы; Государственный таможенный комитет и его таможни; Государственный пограничный комитет и его органы пограничной службы; Министерство по налогам и сборам и его инспекции; Министерство финансов и его территориальные органы. Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Согласно статье 4 Закона, борьба с коррупцией основывается на принципах: законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности и гуманизма.
С целью обеспечения сосредоточения усилий в правопредупредительной работе по предотвращению коррупционных действий в Законе (статья 21) определен конкретный перечень коррупционных правонарушений, которыми являются:
7. Принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением следующих поездок:
по приглашению близких родственников;
осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и иностранными государственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;
по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого;
осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.
8. Передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
9. Использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь.
10. Использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.
В настоящее время наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».
В интересах дальнейшего совершенствования и ужесточения антикоррупционного законодательства и повышения эффективности принимаемых мер по борьбе с коррупцией Генеральной прокуратурой совместно с заинтересованными государственными органами подготовлен и проходит согласование проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь».
В настоящее время в целях реализации государственной антикоррупционной политики и принятия мер по противодействию коррупции и криминализации экономики республики по инициативе Генеральной прокуроры создан Общественный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь по противодействию коррупции.
Основными целями Совета являются: содействие консолидации широкого круга общественности для оказания помощи правоохранительным органам в борьбе с коррупцией, криминализацией экономики, выявление их причин и условий; выработка оптимальных механизмов защиты от проникновения коррупции в органы государственной власти и местного самоуправления, снижение в них коррупционных рисков; участие в создании единой системы мониторинга и информирования общественности по проблемам коррупции; антикоррупционная общественная пропаганда и воспитание; привлечение общественности и СМИ к сотрудничеству по вопросам противодействия коррупции в целях выработки у граждан, в том числе государственных служащих, навыков антикоррупционного поведения в сферах с повышенным риском коррупции, а также формирования нетерпимого отношения к коррупции.
На официальном сайте Генеральной прокуратуры с целью повышения эффективности борьбы с коррупцией в начале декабря 2008 г. создана страничка «Борьба с коррупцией», на которой можно при необходимости оставить сообщение об известных фактах взяточничества или иных коррупционных преступлениях, совершенных представителями органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов и судов, должностными лицами предприятий, организаций и учреждений. Размещенная информация тщательно проверяется с последующим принятием необходимых мер.
Республикой Беларусь последовательно ратифицированы и выполняются требования таких основных международных актов по борьбе с коррупцией, как:
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная в г. Страсбурге 27 января 1999 г.;
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная Республикой Беларусь в г. Палермо 14 декабря 2000 г., и Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.;
Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована в 2005 г.).
Большим подспорьем в проводимой в республике работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями, в том числе и на коррупционной почве, являются: работа с обращениями граждан, деятельность телефонов горячей линии, телефонов доверия, телефонов обратной связи, проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту их жительства, а также реализация в деятельности государственных органов и организаций заявительного принципа «Одно окно».
Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни. На телерадиоканалах, страницах информационных средств, в том числе и региональных, периодически готовятся передачи и размещаются материалы по вопросам укрепления законности, правопорядка, в том числе и о борьбе с коррупцией. Информация о наиболее значимых правонарушениях своевременно и всесторонне доводится до общественности республики.
Значительный вклад в обеспечение общественной безопасности и укрепление правопорядка в регионах наряду с деятельностью правоохранительной системы вносит деятельность местных исполнительных и распорядительных органов.
Выполняя требования Главы государства о повышении координирующей роли прокуратуры в борьбе с коррупцией и необходимости принятия в этом направлении исчерпывающих мер, Генеральной прокуратурой на основе анализа криминогенной ситуации в стране разрабатываются и осуществляются конкретные действия, направленные на значительное усиление ответственности за нарушение законодательства в процессе разгосударствления и приватизации, предоставления земельных участков, при проведении государственных закупок, использовании инвестиционных ресурсов, расходовании бюджетных средств, выделении кредитов на основе коррупционных соглашений.
Более жесткие меры наказания теперь будут применять к лицам, получающим взятки при реализации имущества предприятий, подлежащих ликвидации в процессе осуществления процедуры банкротства, при строительстве и распределении жилья, сотрудникам правоохранительных органов, получающим незаконное денежное вознаграждение при принятии решений о необоснованном освобождении лиц от уголовной ответственности.
Осуществляя надзор за исполнением руководителями министерств, ведомств и организаций требований законодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией, Генеральная прокуратура в целях повышения действенности и эффективности принимаемых ими мер установленным порядком систематически информирует руководство, вносит представления об устранении выявленных нарушений закона, а также направляет соответствующие поручения о необходимости осуществления надлежащей деятельности по противодействию коррупционным проявлениям.
Вопросы обеспечения безопасности, правопорядка и борьбы с коррупцией постоянно находятся в поле повышенного внимания Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
Они поднимаются и периодически рассматриваются Главой государства в ходе проведения в стране таких важных общественно-политических мероприятий как Всебелорусское народное собрание, ежегодное Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию, в выступлениях Главы государства, посвященных государственным праздникам, на совещаниях различных уровней по вопросам укрепления обороноспособности, правопорядка и безопасности государства, в ходе принятия с отчетом руководителей различных министерств и ведомств, а также встреч с представителями зарубежных и государственных СМИ и трудовыми коллективами предприятий и организаций республики.
Глава государства отметил, что в целом за минувшие годы сделано немало, чтобы пресечь наиболее опасные проявления коррупции: не допущено массовое расхищение государственной собственности, введены жесткие меры противодействия коррупции.
Однако сегодня нельзя ослаблять борьбу с этим злом. По словам Главы государства А.Г. Лукашенко, несмотря на то что общее количество выявленных коррупционных преступлений уменьшается, взяточничество растет. Увеличивается масштаб материального ущерба от коррупционных деяний, а уровень его компенсации сокращается.
Среди выявленных коррупционных преступлений наиболее распространены злоупотребления служебными полномочиями, служебные подлоги и получение взяток за оказание помощи коммерческим структурам в проведении сделок с нарушением требований действующего законодательства. Значительное распространение получила также практика вымогательства взяток либо получения незаконного вознаграждения должностными лицами через систему посредников.
По-прежнему имеют место факты осуществления представителями органов власти и управления, правоохранительных и контролирующих органов незаконной предпринимательской деятельности, их сращивания с криминалом в интересах извлечения личной корыстной выгоды в виде взяток и различного вида иных услуг.
Особой причиной для беспокойства Главы государства является проникновение коррупции в силовые органы.
Данные деяния оценены белорусским лидером как позор не только для конкретного человека или соответствующего государственного органа, это несмываемое пятно на репутации власти в целом. Поэтому прощения предателям в погонах не будет. И добавил, что при этом осужденные сотрудники правоохранительных органов должны отбывать наказание не в специальных колониях, а в обычных, вместе с отъявленными преступниками.
Такое положение дел оценено Президентом нашей страны как «очень тревожная тенденция, свидетельствующая о том, что эффективность борьбы с коррупцией снижается и не все структуры, призванные быть на страже интересов государства и граждан, работают сегодня достаточно результативно».
В связи с этим Глава государства подчеркнул, что сегодня в основу организационно-практической деятельности с коррупционными проявлениями должно быть положено четкое осознание каждым руководителем того, «что коррупция – это угроза политической и экономической безопасности страны, полное разложение государственного аппарата, абсолютная потеря управления экономическим сектором и тормоз на пути становления правового социального демократического государства».
Именно коррупция, по мнению Президента, явилась одной из основных причин нынешнего мирового кризиса. В связи с этим Глава государства заявил: «Мы слишком трудно шли к самостоятельности и независимости нашего государства, чтобы в угоду преступному благосостоянию отдельных нечистых на руку деятелей разрушить то, что удалось ценой напряженного и неустанного труда простых людей. Поэтому от коррупции мы будем чистить наше государство беспощадно!».
Как отметил на совещании белорусский лидер, «происходящая сегодня в стране динамика правонарушений дает основание считать коррупционную преступность наиболее тревожной социально-правовой проблемой, требующей более активной, решительной и непрерывной борьбы со всеми ее проявлениями».
Президентом Республики Беларусь, руководством страны принимаются необходимые меры для надежной защиты созидательного труда белорусского народа от глобальных вызовов, существующих внешних и внутренних угроз.
Борьба с коррупцией в республике – не кратковременная кампания, а важнейшая государственная задача в деле укрепления независимости и суверенитета нашего государства, обеспечения общественной безопасности.
Главный источник успеха в решении данной задачи – крепкая государственная власть, сильная социальная политика, опора на народ и гласность.